Дружественные связи. Как развивается франчайзинг в России и у наших ближайших соседей?

10 лет назад

С каждым годом рынок франшиз на территории СНГ активно растет. Основные тенденции на сегодняшний момент таковы:

Во-первых, проникновение национальных франшиз в соседние государства. Бекнур Кисиков, президент Центрально-Азиатского Агентства по франчайзингу отмечает, что российские компании начинают лидировать среди иностранных франчайзинговых сетей в странах Азии. Вот один из примеров. В своей статье Юрий Болотов* и Вячеслав Сидельников** говорят о том, что в Казахстане увеличивается количество российских и других иностранных франшиз. За прошедшие два года франчайзинг в Казахстане начал проникать в регионы, им интересуются инвесторы всех уровней (с капиталом от одной тысячи до нескольких миллионов долларов США).

Во-вторых, увеличивается не только число предлагаемых франшиз, но и уровень осведомленности участников рынка о технологиях франчайзинга. Недавно сферой франчайзинга заинтересовались кредитные организации. Например, кредит на покупку франшизы предпринимателям предлагают Росбанк и Сбербанк. В Росбанке по программе «Успешный старт» имеется только одно предложение - кафе «Tea Funny». В рамках программы Сбербанка «Бизнес старт» существует несколько десятков предложений из разных сфер – от розничной торговли до производства. В портфеле франшиз банка имеются Subway, BAON, «Бегемотик», «Экспедиция» и др. «Парижанка» участвует в программе «Бизнес старт» уже год, результатами сотрудничества довольны как сама компания, так и наши партнеры.

В-третьих, франчайзинг популярен у малого и среднего бизнеса. Юрий Болотов и Вячеслав Сидельников приводят цифры - в Казахстане доля франчайзинговых отношений в структуре и по количеству субъектов малого и среднего бизнеса с 2010 по 2012 год выросла с 3 до 7 %. Рост объема франчайзинговых отношений в доле казахстанского малого и среднего бизнеса за период 2011-2012 гг. составил 100%.

В-четвертых, в связи с развитием рынка национальных франшиз в странах СНГ возникает необходимость регулирования сферы франчайзинга на межгосударственном уровне. Тщательной проработки требуют вопросы прав субъектов франчайзинговой системы, охраны информации и коммерческой тайны, использования единых понятий и терминов. Все это должно быть четко прописано в национальном законодательстве и межгосударственных документах.

* управляющий партнер юридической фирмы ТОО «БМФ Групп» (Казахстан)

** директор Союза франчайзинга в Казахстане
 
Факт

По различным данным, на Украине число франшиз составляет от 200 до 400, в Казахстане насчитывается более 400 франшиз, в Белоруссии около 50, в России – от 500 до 800.