Где родина франчайзинга?

7 лет назад

В Россию франчайзинг пришел совсем недавно, два десятилетия назад, а ведь его история уходит корнями в Средние века. Зародился франчайзинг на туманном Альбионе почти 500 лет назад. Оксфордский словарь английского языка, выпущенный в 1933 году, трактует слово «franchising» как права и свободы, даруемые епископатам королевской короной в 1559 году.

Рыцари франчайзинга


Да, еще в Средневековье бароны из «регионов» запрашивали разрешение у правительства страны на право собирать налоги с определенных территорий, в обмен на разнообразные
услуги. На сколько выгодными для обеих сторон были условия договора первого франчайзинга судить сложно. В то же время, у правительства существовала еще одна система франчайзинга. Свободным гражданам, за отдельную плату, разрешалось продавать на рынках и ярмарках собственные товары. За ними закреплялось торговое место, именуемое «franchises». Что интересно, данный вид франчайзинга существует в Великобритании и по сей день. Правительство страны продает франчайзинг на организацию ярмарок и содержание рынков.

Наши дни


Первой проданной бизнес-системой можно считать «Баскин Роббинс» - сеть кафе мороженного. В 1945 году в Америке Ирвин Роббинс создает свой бизнес и открывает первое кафе-мороженное. Через некоторое время к нему как полноправный партнер присоединяется двоюродный брат Бертон Баскин. Бизнес растет – к 1948году во владении братьев находятся уже 6 кафе. Но, не смотря на это, «Баскин Роббинс» с расширением больше прибыли приносить не стал. Анализирую создавшееся положение, Ирвин и Бертон приходят к выводу, что в условиях рыночных отношений сами братья не могут полностью контролировать бизнес. Каждому из кафе-мороженых нужен свой хозяин. Тогда компания стала предлагать тем, кто хочет начать свое дело бизнес-систему «Баскин Роббинс», оставляя за собой право на коммерческое планирование. Первая франчайзинговая система была обречена на успех: уже к 1949 году сеть кафе-мороженых «Баскин Роббинс» разрослась до 40 заведений. Решив свою проблему Баскин и Роббинс сформулировали основную идею современного франчайзинга.

Конечно же, франчайзинг был и до Ирвина Роббинса. Но до вышеописанных событий его скорее можно было назвать системой дистрибуции с дополнительными (франчайзинговыми) обязательствами. В 1860 годах подобной этой системой пользовалась компания, производящая швейные машинки «Зингер». В 80х годах XIX века «франшизы» выдавались на работу уличных перевозчиков, а так же на коммунальные услуги: воду, газ, и позднее электричество. Ближе к началу XX века американская компания «Дженерал Моторс» организовала дистрибуторскую сеть по продаже автомобильных двигателей через независимых дилеров. Франчайзинговые сети конкурирующих компаний-производителей «Coca-Cola» и «PepsiCo» , так же образовались в начале прошлого века.

Времена прошли, а принцип работы франчайзинга остался – «уездные» бароны перенимают технологии бизнеса у крупных компаний.